НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ГЛУХИХЙ

Утверждено
приказом НОЧУ «УМЦ ВОГ»
от 05 июля 2016г., № ____

П О Л О Ж Е Н И Е

регулирующее организацию учебного процесса, систему оценок и порядок проведения итоговой аттестации в Негосударственном образовательном частном учреждении «Учебно-методический центр Всероссийского общества глухих»

(НОЧУ «УМЦ ВОГ»)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящее «Положение о порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации слушателей, обучающихся в Негосударственном образовательном частном учреждении «Учебно-методический центр Всероссийского общества глухих» (далее – Положение) определяет систему оценок знаний, учебных действий, периодичность, формы и порядок промежуточной и итоговой аттестации слушателей (обучающихся) по дополнительным образовательным программам в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом Негосударственного образовательного частного учреждения «Учебно-методический центр Всероссийского общества глухих» (далее – Образовательная организация).

Настоящее Положение разработано на основании пункта 3 статьи 15 Закона РФ «Об образовании», Правил осуществления государственного надзора и контроля в сфере образования, Устава Образовательной организации с целью достижения планируемых результатов освоения слушателями дополнительных образовательных программ и обеспечения качества образования в области дополнительного образования.

1.​ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение устанавливает требования к оценке знаний и учебных достижений, промежуточной и итоговой аттестации и обязательно для слушателей и педагогических работников Образовательной организации.

1.2. Итоговая оценка результатов освоения дополнительной образовательной программы в области дополнительного образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Результаты промежуточной аттестации отражают динамику формирования способности слушателей к решению учебно-познавательных задач и овладения учебно-практическими навыками. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т.е. является внутренней оценкой. Промежуточная аттестация есть форма контроля, определяющая успешность обучения в течение учебного периода и подведение итогов за контролируемый период (занятие, серия занятий по теме) в виде стартового, текущего, промежуточного и итогового контроля предметных знаний, умений и навыков слушателей.

Результаты итоговой аттестации обучающихся характеризует уровень их достижения планируемых результатов освоения образовательной программы. Итоговая аттестация слушателей осуществляется внешними (по отношению к Образовательной организации) экспертами, т.е. является внешней оценкой. Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки слушателей выступают планируемые результаты, составляющие содержание тем образовательной программы.

Итоговая оценка слушателей определяется с учетом их стартового уровня, наличия профессионального образования и динамики учебно-образовательных достижений.

1.3. Основными принципами системы оценивания, форм и порядка промежуточной и итоговой аттестации являются:

1.3.1. уровневый характер оценки с учетом базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов;

1.3.2. комплексность оценки – возможность суммирования результатов;

1.3.3. гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов;

1.3.4. открытость: адресное информирование слушателей (их родителей, законных представителей) о целях, содержании, формах и методах оценки.

2.​ КОНТРОЛЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

2.1. Критериями контроля являются требования к планируемым результатам освоения образовательных программ, целевые установки по учебному курсу, теме, занятию.

2.2. Объектами контроля являются планируемые результаты. При этом учитываются и метапредметные результаты (ценностные ориентации, индивидуальные личностные характеристики, профессионально-важные качества, необходимые для успешного освоения программы и др.) результаты, учебные действия.

2.3. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств.

2.4. Основные виды (формы) контроля.

2.4.1. Стартовый (начальный, диагностический) контроль осуществляется в начале учебных занятий (или перед изучением новой темы) и носит диагностический характер.

Цель стартового контроля: зафиксировать начальный, актуальный уровень знаний слушателей, сформированные у них знания, умения, универсальные учебные действия, необходимые для продолжения обучения и реализации предстоящих учебных задач. Результаты стартового контроля фиксируются в индивидуальном журнале преподавателя.

2.4.2. Текущий контроль осуществляется в ходе изучения конкретных тем и выполнения слушателями самостоятельной (домашней) работы с целью проверки доступности к освоению основ учебного материала, Тематическая проверочная практическая работа проводится по ранее изученной теме (темам) или в ходе изучения следующей темы в устно-жестовой форме.

2.4.3. Промежуточный контроль проводится после изучения нескольких тем, разделов программы и осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов (выполненных учебных операций) с планируемыми результатами.

2.4.4. Итоговый контроль (итоговая аттестация) предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебного периода. Итоговая аттестация есть показатель достижения или недостижения планируемых результатов обучения.

3.​ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

3.1. Промежуточная аттестация призвана учитывать динамику индивидуальных образовательных достижений, являющихся основанием для допуска слушателей к итоговой аттестации.

3.2. Промежуточный контроль проводится после изучения конкретной темы, серии тем, разделов программы, являющихся базовыми знаниями для продолжения обучения. Проводится с целью проверки (контроля) понимания и освоения слушателями учебного материала, способствующего дальнейшему накоплению знаний и формированию умений по выполнению конкретных практических задач.

3.3. Промежуточная аттестация проводится в виде (форме):

- выполнения письменной (дактильно-устной) контрольной работы, связанной с проверкой знания русской дактилологии – пальцевой азбуки;

- выполнения (письменно-жестовой или устно-жестовой) контрольной работы по пройденным жестам однородной тематики (например, «одежда-обувь-головные уборы»; «дом-быт-мебель-домашние вещи» и т.п.);

- выполнения контрольной работы (письменно-жестовой или устно-жестовой) по пройденной серии жестов разных тематических направлений;

- выполнения контрольной работы по проверке домашнего (самостоятельного) задания по переводу коротких адаптивных текстов по пройденным жестам однородной тематики;

- выполнение контрольной работы (устно-жестовой), связанной с применением основ языкознания (на подбор соответствующих жестов к многозначным словосочетаниям; подбор жестовых значений-синонимов, антонимов и т.п.);

- выполнения контрольной работы (устно-жестовой) по пройденным темам с осуществлением практического перевода коротких адаптивных текстов (перевод словосочетаний и предложений; диалоги; монологи; ролевые игры и т.п.).

3.4. Проверка выполненной контрольной работы проводится сразу после ее выполнения в аудиторных (учебных) условиях с обязательным обсуждением и исправлением допущенных ошибок.

3.5. Результаты проверки контрольной работы в обязательном порядке фиксируются в учебном журнале Образовательной организации. В журнале слушателям выставляется оценка «зачет» или соответствующая отметка («5» – отлично; «4» – хорошо; «3» – удовлетворительно и т.д.).

3.6. Периодичность промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация проводится после изучения каждого раздела программы и серии тем.

4.​ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

4.1 Итоговая аттестация слушателей, обучающихся по дополнительным образовательным программам в объеме 72 часов и более, является обязательной и проводится после завершения срока обучения.

4.2. Итоговая аттестация проводится в виде зачета/экзамена, предусматривающего выполнение трех-четырех конкретных практических заданий, содержащихся в билетах.

4.2.1. Экзаменационный материал итоговой аттестации включает в себя проверку (контроль) знаний:

а) вопрос по теории и практике русского жестового языка;

б) знание русской дактилологии (дактилирование предложений (фраз);

в) понимание многозначных выражений (на которые необходимо осуществить подбор жестового эквивалента (знака), соответствующего значению слова);

г) выполнение практического перевода короткого адаптивного текста на русском жестовом языке.

4.2.2. Регламент времени на подготовку ответа – до 15-20 минут, на ответ – до 10-15 минут.

4.2.3. Итоговая аттестация может проводиться с учетом уровня образования слушателя (т.е. с учетом наличия у слушателя основного среднего, общего среднего, среднего профессионального и высшего), сформированных умений, навыков, учебных действий. В этом случае содержание экзаменационных билетов может быть сокращено и упрощено, или усложнено.

4.2.4. Итоговая аттестация может проходить как в индивидуальной, так и групповой форме.

4.2.5. Зачет/экзамен также предполагает дополнительные вопросы членов аттестационной комиссии (по содержанию образовательной программы), на которые слушатель отвечает без подготовки.

5.​  ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

5.1. Итоговая аттестация слушателей осуществляется аттестационной комиссией. Основная функция аттестационной комиссии – определение комплексной оценки знаний, применяемых в учебно-практических действиях (умениях) с учетом целей и задач обучения, вида дополнительной образовательной программы, установленных требований к содержанию программ обучения.

5.2. Объем времени и форма испытаний, входящих в итоговую аттестацию слушателей, устанавливаются Образовательной организацией с учетом требований дополнительных образовательных программ, а также в зависимости от продолжительности обучения и формы (очной, очно-заочной) освоения программ.

5.3. Образовательная организация обеспечивает необходимые условия для подготовки, проведения и прохождения слушателями итоговой аттестации. В этих целях Организация:

- осуществляет своевременное информирование слушателей о сроках и формах итоговой аттестации;

- предоставляет слушателям возможность использования компьютерной и множительной техники, информационно-технических образовательных ресурсов, библиотечного фонда организации и другие возможности;

- обеспечивает методическое сопровождение в период обучения и подготовки к итоговой аттестации.

5.4. Испытания, включенные в итоговую аттестацию, в исключительных случаях могут быть заменены оценкой уровня знаний на основе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации достижений.

5.5. К итоговой аттестации допускаются слушатели, освоившие образовательную программу и выполнившие задания промежуточного контроля. Слушатели, пропустившие более 25 % объема учебного плана, допускаются к итоговой аттестации при условии самостоятельного освоения пропущенного учебного материала и успешного прохождения промежуточного контроля.

5.6. Итоговая аттестация слушателей по дополнительным образовательным программам завершается выдачей документа (Свидетельства), установленного Образовательной организацией образца.

5.7. Работа аттестационной комиссии.

5.7.1. Аттестационная комиссия формируется по каждой дополнительной образовательной программе в объеме 72 и более часов.

5.7.2. Аттестационная комиссия в своей работе руководствуется требованиями к содержанию дополнительных программ и к планируемым результатам, утвержденных Образовательной организацией.

5.7.3. Аттестационную комиссию возглавляет председатель, который обеспечивает единство требований, предъявляемых к слушателям в период прохождения итоговой аттестации.

5.7.4. Состав членов аттестационной комиссии утверждается руководителем Образовательной организации. В состав аттестационной комиссии входят директор Образовательной организации (в случае его отсутствия – уполномоченное лицо), представитель Учредителя Образовательной организации, лицо, являющееся носителем русского жестового языка (т.е. лицо с нарушенной слуховой функцией – глухой, слабослышащий, позднооглохший – и пользующийся жестовым языком), специалисты сторонних Образовательных организаций по профилю осваиваемой слушателями дополнительной образовательной программы. В состав аттестационной комиссии могут входить и представители юридических лиц, являющихся Заказчиками образовательных услуг. Состав аттестационной комиссии не может быть менее трех человек.

5.7.5. Решение аттестационной комиссии принимается большинством голосов членов комиссии. По итогам прохождения слушателями итогового контроля слушатели получают оценку «зачет» или «незачет».

5.7.6. Результаты аттестации и решение аттестационной комиссии объявляются после прохождения всеми слушателями итоговой аттестации.

6.​ ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

6.1. Основным показателем освоения образовательной программы и учебного достижения является уровень сформированности дополнительных знаний и личностных результатов.

6.2. Результаты слушателей – это действия (умения) по использованию полученных знаний в практической деятельности.

Результаты слушателей оцениваются отметкой «зачет» или «незачет». В редких случаях, по запросу слушателей (или Заказчика образовательных услуг) результаты итоговой аттестации оцениваются отметкой по пятибалльной шкале.

6.3. Система оценки результатов освоения учебно-образовательных программ предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы со слушателями.

6.3.1. Базовый уровень достижений – показывает освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «зачтено» (или отметка «3» - удовлетворительно).

6.3.2. Превышение базового уровня свидетельствует об освоении системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Выделяют следующие два уровня, превышающие базовый:

повышенный уровень достижения планируемых результатов – соответствует оценке «хорошо» (отметка «4»);

высокий уровень достижения планируемых результатов – соответствует оценке «отлично» (отметка «5»). Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной (профессиональной) области.

6.3.3. Если уровень достижений слушателя ниже базового (низкий уровень достижений), то ставится оценка «незачет» или «неудовлетворительно» (отметка «2»).

В случае получения на итоговой аттестации оценки «незачёт» (или отметка «2»), слушателю выдается справка о прослушанном учебном курсе.

Низкий уровень освоения планируемых результатов говорит о наличии фрагментарных знаний по изучаемому предметному направлению и дальнейшее обучение практически невозможно. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении конкретных слушателей учебного курса.