Объем образовательной программы: 80 часов.

Срок освоения программы: при очной форме обучения – 10-12 дней (по 6-8 часов в день).

При очно-заочной (вечерней) форме обучения – 10-13 недель

(по 6-8 часов в неделю)

№ п/п

Наименование модулей, разделов, дисциплин

Трудо-емкость

в часах, всего

Лекция

Практи-ческие занятия

Самост.

работа

Форма итогового контроля

Вводный курс. Актуальность, цели и задачи учебного курса

1

1

1.

Глухота – проблема социальная

4

4

2.

Психологические особенности лиц с нарушенной слуховой функцией

4

4

3.

Основы языкознания

4

4

4.

Язык коммуникации глухих граждан. Теоретические и практические аспекты русского жестового языка

64

24

34

 6

Итоговая аттестация

3

3 (зачет)

ИТОГО:

80

37

34

 6

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к образовательной программе дополнительного образования «Основы русского жестового языка» (язык коммуникации глухих граждан)

Базовый уровень знаний по данной программе предназначен для широкого круга людей, желающих изучить русский жестовый язык в рамках дополнительной образовательной программы, в том числе для студентов педагогических вузов по специальностям «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Социальная работа», учителей, воспитателей, психологов и социальных педагогов коррекционных школ для глухих, слабослышащих и слепоглухих детей; родителей и членов семей, имеющих детей с различными нарушениями слуха, волонтеров, сопровождающих неслышащих граждан, лиц других профессий и специальностей.

На базовом уровне обучения реализуются следующие цели:

– формирование знаний современной социальной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации;

– формирование знаний социокультурной сущности исследований глухоты для создания на этой основе предпосылок для проявления гуманного, толерантного отношения к лицам с особыми проблемами и нуждами;

– профессиональной и психологической готовности к общению на русском жестовом языке с неслышащими гражданами, готовности перехода на второй уровень обучения по образовательной программе дополнительного образования «Технологии перевода на русский жестовый язык» (основы сурдоперевода).

Основные задачи:

– формирование целостного представления о людях с различными нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепоглухих); основных направлениях реабилитации и социальной защиты инвалидов в Российской Федерации;

– знакомство слушателей учебных групп с особым миром людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, психологические особенности и компенсаторные возможности;

– формирование универсальных лингвистических знаний родного (русского) и русского жестового языков; освоение теоретических и практических основ русского жестового языка;

– развитие интеллектуальных (мыслительных), речевых и познавательных способностей;

– формирование навыков общения и применения полученных знаний и сформированных умений в различных профессиональных сферах деятельности;

– осуществление профессиональной ориентации, формирование представления о профессиональной миссии переводчика русского жестового языка, формах и перспективах развития деятельности служб сурдоперевода и возможностях трудоустройства.

Учебный график имеет гибкую структуру. Формирование учебных групп осуществляется в течение учебного года по принципу набора и укомплектования учебных групп, а также в случае поступления целевых заказов юридических лиц на обучение работников.

Обучение проводится по очной и очно-заочной (вечерней) формам. Срок освоения образовательной программы также имеет гибкий срок и зависит от временных возможностей слушателей учебного курса. При очной форме освоение образовательной программы составляет 10-12 дней (по 6-8 часов в день); при очно-заочной (вечерней) форме – 10-13 недель (по 6-8 часов в неделю).

Программа состоит из четырех модулей (учебных дисциплин), каждый из которых содержит определенные цели и задачи образования. В вводной части учебного курса раскрываются цели и задачи базового уровня обучения, актуальность подготовки специалистов со знанием русского жестового языка (далее – РЖЯ) в условиях современной социальной политики в отношении инвалидов, требованиях к современному уровню образования. Дается общее представление о профессиональной миссии специалистов со знанием РЖЯ, переводчиков РЖЯ, осуществляющих сопровождение глухих граждан.

1. При изучении вопросов первого модуля «Глухота – проблема социальная» слушатели получают знания о людях с нарушенной слуховой функцией, их проблемах и особых потребностях, рассматриваются пути решения их проблем и основные направлениях реабилитации и социальной защиты инвалидов. Формируется понимание социального предназначения специалистов, работников со знанием русского жестового языка.

2. Второй модуль программы непосредственно связан с изучением психологических особенностей лиц с нарушенным слухом и их классификации. Изучение данной темы позволяет понять влияние наличия и отсутствия слуха на общее развитие человека, возникновение проблем и формирование его психологических особенностей, а также получить знания о компенсаторных возможностях человека с нарушенной физиологической функцией. А жестовый язык в этом смысле есть классический пример замещения утраченной слухо-речевой функции у глухого человека.

3. Изучение и овладение основами языкознания (третий модуль) напрямую связано с качеством овладения русским жестовым языком. Особенность жестового языка заключается в том, что его словарь по сравнению со словесным ограничен, поэтому слушателям, изучающим жестовый язык, необходимо хорошее знание родного (русского) языка, культуры речи и культуры общения. Это позволит успешно овладеть РЖЯ для установления контактов с неслышащими людьми.

4. В процессе освоения учебной дисциплины четвертого модуля «Язык коммуникации глухих граждан» даются понятия о многообразии языков в мире, возникновении и особенностях жестового языка глухих людей, его предназначении и основных функциях в человеческом обществе. Русский жестовый язык рассматривается и изучается как самостоятельная лингвистическая система, имеющая научно-теоретическую базу и обеспечивающая коммуникативные возможности лиц с различными нарушениями слуха. Здесь слушатели овладевают основными знаниями РЖЯ и элементарными умениями его использования в жесто-речевой практике и убеждаются, что жестовый язык также доступен для изучения, как и любой иностранный язык. В задачу настоящего модуля входит не только овладение слушателями дактилологией (пальцевой азбукой) и определенным количеством жестов (порядка 600-800 жестовых знаков), но и формирование понимания того, что полноценное развитие личности человека, его интеллекта (мыслительной деятельности), возможно только при сформированности словесной (письменной) речи. Однако, восприятие слова, устной речи зависит от сохранности слухового восприятия.

В процессе обучения основам РЖЯ используются гимнастика для рук, а также инструментарий для подвижности рук, учебно-методические и наглядные пособия, технические средства обучения, а также выполнение практических заданий и контрольных работ, предусмотренных промежуточной аттестацией.

Завершение срока обучения завершается проведением итоговой аттестации (экзамен/зачет), предусматривающей выполнение конкретных практических заданий (по билетам), связанных со знанием и овладением РЖЯ.

Порядок проведения итогового экзамена (зачета) определяются Образовательной организацией в соответствии с «Положением о порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации слушателей, обучающихся в НОЧУ «УМЦ ВОГ».

Лицам, освоившим образовательную программу и успешно выдержавшим итоговую аттестацию, выдается документ установленного образца (Свидетельство).