Объем образовательной программы – 80 часов.

 

Срок освоения программы: при очной форме обучения – 10-12 дней (по 6-7 часов в день).

 

при очно-заочной (вечерней) форме обучения – 10-12 недель

 

(по 6-8 часов в неделю).

 

№ п/п

Содержание программы

Всего часов,

в т. ч.:

Лекция

(уч.час.)

Практич.

занятия

(уч.час)

Самост. работа

Форма итогового контроля

Вводный курс. Актуальность, цели и

задачи учебного курса

1

1

1.

Введение в профессию переводчика

русского жестового языка

6

6

2.

Жестовый язык – самостоятельная

лингвистическая система (теоретические и

практические аспекты)

18

6

12

3.

Перевод в сфере профессиональной

коммуникации (теоретические и

практические аспекты)

40

12

22

 6

4.

Особенности перевода в различных

сферах деятельности

12

4

8

Итоговая аттестация

3

3

зачет

Итого:

80

29

42

3

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к образовательной программе дополнительного образования «Технологии перевода на русский жестовый язык» (основы сурдоперевода) (Второй уровень обучения)

 

1. Дополнительная образовательная программа «Технологии перевода на русский жестовый язык» (основы сурдоперевода) с целью получения знаний русского жестового языка коммуникации неслышащих граждан, формирования умений включения жестовой лексики в процесс перевода и овладения переводом на русский жестовый язык реализуется в соответствии с современными требованиями образования и настоящими требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки специалистов. Обучение на втором уровне дополнительной образовательной программы гармонично вписывается в систему повышения квалификации специалистов и основывается на преемственности образовательных программ высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации.

 

2. Второй уровень знаний, предусмотренный настоящей программой, предназначен в первую очередь для лиц, успешно освоивших дополнительную образовательную программу базового уровня «Основы русского жестового языка» (язык коммуникации неслышащих граждан), а также для студентов педагогических вузов по специальностям «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Социальная работа», учителей, воспитателей, психологов и социальных работников коррекционных школ для глухих, слабослышащих и слепоглухих детей; родителей и членов семей, имеющих детей с различными нарушениями слуха, волонтеров и других граждан.

 

3. Цели и задачи образовательной программы.

 

На этапе модернизации образования признано, что система обучения и воспитания граждан должна обеспечивать не только оптимальный уровень образования, но и готовить их к жизни в быстро меняющемся современном обществе, обеспечивать самостоятельность в проявлении профессиональной компетентности и жизненной компетенции.

 

3.1. На втором уровне дополнительной образовательной программы реализуются следующие цели: знакомство с содержанием профессиональной деятельности и профессиональной этикой переводчика русского жестового языка (далее – переводчика РЖЯ); углубленное изучение лингвистики жестового языка; формирование умений и навыков практики перевода; формирование профессиональной и психологической готовности к осуществлению переводческой деятельности.

 

3.2. Основные задачи: формирование целостного представления о переводе как виде профессиональной деятельности и его особенностях; формирование универсальных лингвистических знаний об особенностях жестовой коммуникации глухих граждан, освоение теоретических и практических основ сурдоперевода; развитие интеллектуальных, речевых и познавательных способностей; формирование навыков перевода в различных профессиональных сферах деятельности; осуществление профессиональной ориентации, формирование представления о профессиональной миссии переводчика РЖЯ, формах и перспективах развития деятельности служб сурдоперевода и возможностях трудоустройства.

 

Планирование содержания учебного курса включает разделы, темы и формы промежуточной и итоговой аттестации (экзамен/зачет).

 

4. Учебный график, формы и сроки обучения.

 

4.1 Учебный график обучения имеет гибкую структуру. Формирование учебных групп осуществляется в течение учебного года по принципу набора и укомплектования учебных групп, а также в случае поступлений целевых заказов юридических лиц на обучение работников.

 

4.2. Обучение слушателей проводится по очной и очно-заочной (вечерней) формам. Объем часов при реализации программы при очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения составляет 80 часов.

 

4.3. Срок освоения образовательной программы имеет гибкий график и зависит от временных возможностей слушателей учебного курса. При очной форме освоение программы составляет 10-14 календарных дней (по 6-8 часов в день); при очно-заочной (вечерней) – 10-12 недель (по 6-8 часов в неделю).

 

5. Условия реализации программы

 

5.1. Условия приема граждан на обучение по дополнительной образовательной

 

программе

 

Условием для приема граждан на второй уровень обучения является их успешное освоение дополнительной образовательной программы базового уровня «Основы русского жестового языка», подтвержденное результатами итоговой аттестации.

 

5.2. Организационно-педагогические условия

 

Реализация дополнительной образовательной программы второго уровня обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, занимающихся педагогической, научной и/или научно-исследовательской деятельностью; преподаватели специальных дисциплин должны иметь высшее образование, ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

 

5.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

 

Реализация дополнительной образовательной программы второго уровня обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечному фонду и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин дополнительной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по изучающим дисциплинам, а также наглядным пособиям, мультимедийным и аудио-видеоматериалам, содержащих материалы для упражнений и тренингов на электронных носителях. Библиотечный фонд составляет 4581 экземпляр, в том числе авторские учебные пособия педагогических работников НОЧУ «УМЦ ВОГ».

 

5.4. Требования к материально-техническому оснащению учебного процесса

 

Образовательная организация располагает учебными помещениями (аудиториями), оснащенными оборудованием, компьютерной и иной техникой специального назначения, способствующей реализации образовательной программы и достижению целей образования. В учебном процессе используются: посадочные места на 35 человек; библиотечный фонд, компьютерная техника (ноутбуки) – 10 ед., плазменный широкоформатный дисплей – 1 ед., экран, телевизор – 2 ед., DVD, обучающие и развивающие программные диски на электронных носителях и другие материалы.

 

5.5. Требования к организации практики

 

Реализация дополнительной образовательной программы второго уровня не предусматривает организацию и проведение специальной практики. Практическое освоение русского жестового языка осуществляется путем привлечения к учебному процессу носителей русского жестового языка (глухих и слабослышащих преподавателей), а также путем посещения организаций и учреждений, использующих труд инвалидов по слуху (общественные организации ВОГ, театр Мимики и Жестов и другие).

 

6. Общие требования к итоговой аттестации

 

Освоение дополнительной образовательной программы второго уровня завершается итоговой аттестацией (экзамен/зачет). Слушателям, освоившим программу второго уровня и успешно прошедшим итоговое испытание, выдается документ установленного образца (Свидетельство).

 

Для проведения итоговой аттестации создается комиссия, состав которой утверждается директором Образовательной организации.

 

Порядок проведения итогового экзамена (зачета) определяются Образовательной организацией в соответствии с «Положением о порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации слушателей, обучающихся в НОЧУ «УМЦ ВОГ».