Вы можете скачать русскую дактильную азбуку бесплатно и распечатать её в любом формате.
ЦВЕТНАЯ ДАКТИЛЬНАЯ АЗБУКА увлечёт детей, сделает изучение букв и дактилем более интересным.
ЧЕРНО-БЕЛАЯ ДАКТИЛЬНАЯ АЗБУКА удобна для изучения, развития практических навыков дактилирования, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики, внимания.
Рекомендации по дактилированию:
- Дактилируйте плавно, не меняйте положение кисти руки для таких дактилем, как «Л», «М», «Т» и т.д.
- Дактилируйте на месте, не двигайте согнутую в локте руку слева-направо или справа-налево (на сцене актёры иногда дактилируют слева-направо: такое допустимо именно в рамках сцены).
- Слова необходимо дактилировать так, как они пишутся (то есть дактилируем «корова», а не «карова»).
- Обычно легче дактилировать самому, чем считывать с руки дактилологию. Нужна постоянная практика общения с глухими и слабослышащими людьми.
Интересно, что глухие и слабослышащие дети к 1-2 годам могут считывать дактилологию, ещё не умея читать буквы. Поэтому если у вас растёт ребёнок со снижением слуха, с рождения общайтесь с ним, дактилируйте время от времени своё имя и имена ваших членов семьи, названия всех предметов, которые окружают ребёнка. Если ваш малыш только учится слышать или говорить, дактилология поможет ему быстрее запоминать звуки, различать их.
Пример применения дактилологии с детьми (использованы видеоролики АНО «Я понимаю». На данный момент организация закрыта):
- Ребёнок в 1 год 10 месяцев дактилирует буквы: https://youtu.be/cV4eUEZSOuo
- Проговаривание слогов: https://youtu.be/tPeecW4G6O4
- Как говорят животные: https://youtu.be/h5xTM6rwBoI
- Проверка усвоенных слов с помощью дактилологии: https://youtu.be/G02rQBk09Rw
- Инструмент для развития речи глухих и слабослышащих детей: https://youtu.be/9pvh1eoEjxs
- Что же такое дактилология: https://youtu.be/LkpRbrVzp8w
Дизайнер: Москвичева А.А.,
Эксперты, преподаватели русского жестового языка: Соловейчик Е.В., Савченко Е.А., Рассказова К.М.
С уважением
Соловейчик Елена Владимировна
Директор НОЧУ ДПО “УМЦ ВОГ”,
Советник Президента ВОГ по дошкольному и общему образованию,
Эксперт по раннему развитию детей и доступной среде,
Эксперт по оценке квалификации переводчиков РЖЯ,
Преподаватель русского жестового языка и русского как неродного для глухих детей.