Внимание!!! Сайт umcvog.ru недействителен и к Учебно-методическому центру Всероссийского общества глухих отношения не имеет.
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр Всероссийского общества глухих» (НОЧУ ДПО «УМЦ ВОГ»)

Развитие глухих детей пособие для родителей особенности

Добрый день!

Мы, Елена Соловейчик и Екатерина Савченко, рады приветствовать Вас на страничке нашего интерактивного пособия в электронном виде. Здесь обобщен наш опыт как матерей по развитию ранней коммуникации с глухими и слабослышащими детьми. Мы надеемся, что вся информация, изложенная здесь, будет полезна для Вас. А если у Ваших знакомых, у знакомых знакомых родился глухой или слабослышащий ребёнок, расскажите им о данном интерактивном пособии. Пусть развитие ребёнка не ограничивается отсутствием слухового аппарата или кохлеарного импланта, а начинается сразу с момента постановки диагноза.

Будем благодарны за обратную связь, комментарии и предложения: : c.umc@voginfo.ru.

Нам важна информация об оказании ранней помощи родителям в России, поэтому просим вас выслать нам описание – маршрут от рождения ребёнка до постановки диагноза. Может быть наши вопросы помогут вам ответить на них – https://forms.gle/drsPfZawtypeEMxX6 или напишите в отдел образования и трудоустройства ОООИ ВОГ: d.alekseevskih@voginfo.ru

Оглавление:

1. БЛОК 1 – Развитие глухих детей с 0 до 6 месяцев 3
2. Будущее Вашего ребёнка в Ваших руках 3
3. Развитие детей 3
4. За счет чего развивается ребёнок? 3
5. Развитие ребёнка: 1-2 месяца 4
6. Развитие ребёнка: 2-4 месяца 4
7. Когда ребёнок начинает давать обратную связь? 5
8. Развитие ребёнка: 5-6 месяцев. 5
9. С детьми можно и нужно играть с самого рождения: 6
10. Почему важно участие других членов семьи помимо матери? 6
11. Блок 2 – 6 месяцев до 1,5 лет 7
12. Как расширять словарный запас ребёнка? 8
13. Развитие речевого аппарата после 6 месяцев (можно и раньше): 9
14. Русская дактильная азбука – дактилология 10
15. Давайте подведем итог: 11
16. Общеупотребительные жесты для родителей глухих и слабослышащих детей 11
17. Полезные ссылки 13


развитие глухих детей

Развитие глухих детей с 0 до 6 месяцев

О чём мы будем говорить на курсе “Развитие ребёнка с 0 до 6 месяцев” (https://youtu.be/EaLa-yhrFWQ)

вы заполнили маршрут развития ребёнка или выслали нам описание? Отлично! Предлагаем посмотреть следующее видео.


Будущее Вашего ребёнка в Ваших руках

Каким вы видите вашего ребёнка через 1 год, 5 лет, 20 лет?

Видео: https://youtu.be/B30ZfzrMMTo 

Подумайте сейчас, пожалуйста, буквально несколько минут, каким вы хотите видеть вашего ребёнка в будущем.

А теперь давайте посмотрим видео, что важно сделать уже сейчас: https://youtu.be/m1_7Hn7aIbQ

Надеемся, это видео было полезным для Вас, и вы начнёте задумываться о будущем своего ребёнка. 


Развитие детей 

Глухие, слабослышащие и слышащие дети развиваются по-разному или одинаково?

Чем отличается физическое и интеллектуальное развитие ребёнка?

Ответы на вопросы в ролике: https://youtu.be/oYqL-4X7nyc.

 

Помните, что за интеллектуальное развитие ребёнка (словарный запас русского языка, грамотность, мышление, внимание и т.д.) отвечают родители. 


За счет чего развивается ребёнок?

  • Визуальный контакт

Видео – визуальный контакт: https://youtu.be/o3yBGRoNHqM 

Видео – визуальный контакт (пример): https://youtu.be/YyPlaUjEwjg 

  • Тактильный контакт

Видео – тактильный контакт: https://youtu.be/gawvREntD4I 

Видео – тактильный контакт (пример): https://youtu.be/RD8cFZMltio 

  • Коммуникация

Коммуникация — это и есть общение. Но как надо общаться, если ребёнок ещё маленький, не говорит, не сидит ещё даже?

Видео – коммуникация: https://youtu.be/ex0m07w9Z7o 

В раннем возрасте уже должна быть вопросно-ответная форма общения. Сами задаёте ребёнку вопрос и сами же отвечаете на вопрос, ведь ребёнок ещё маленький и не может ответить. Так постепенно вы пополняете его словарный запас, развиваете мышление и понимание вопросов и подходящих ответов на них. Например, “Кто у нас проснулся? Ты, Петенька. Как ты спал? Наверное, сладко-сладко. Ну что, пойдем завтракать? Топ-топ. На завтрак у нас будет что? Каша манная, сладкая…”

Обычно малыши к году уже могут отвечать на простые вопросы: “Кто? Что? Где?”, но это не значит, что не надо задавать и другие вопросы: “Почему? Зачем? и т.д.” И не ждите 1 года, чтобы начать общаться так, начните с первых дней жизни малыша задавать вопрос и отвечать на него. 

Так вы закладываете базу для последующего развития ребёнка. Со временем вас будут радовать ответы малыша, он будет понимать всё больше вопросов и развиваться на уровне детей с хорошим слухом и даже с опережением.


Развитие глухого ребёнка: 1-2 месяца

Видео – развитие речевого аппарата с рождения: https://youtu.be/_nnttPOlcbM

Пример: как родители помогают ребёнку формировать речевой аппарат с рождения: https://youtu.be/RmCqGgFCxPo

На видео мама произносит разные звуки – гласные (а-а-а, о-о-о, р-р-р и т.д.). Посмотрите, как на это реагирует ребёнок.

Вы можете взять ладошку своего ребёнка и поднести к своему горлу, чтобы он чувствовал вибрацию вашего голоса, или взять его стопу. Для ребёнка это – игра и ещё один повод для радости: мама (или другой взрослый, родной человек) рядом, уделяют ему внимание. 

Подключайте к игре и взаимодействию с ребёнком и других членов семьи.

Пример: как использовать ладошку, шарик, чтобы ребёнок почувствовал вибрацию голоса: https://youtu.be/g4M_8zegQrg

Пример: как читать потешки своему ребёнку, общаться с ним в 1-2 месяца: https://youtu.be/qa3Am3u6cwE 


Развитие ребёнка: 2-4 месяца

Формирование речевого аппарата, появление первых звуков (у всех детей: слышащих, глухих и слабослышащих): https://youtu.be/0Ar5ezL1v_Y .

Про гуление: https://youtu.be/e-o7jvxIU9k 

Пример: мама читает ребёнку стишок про петушка, и ребёнок эмоционально реагирует на маму, копирует движение её рта: https://youtu.be/V3kYp7cnhDE

Теория: https://youtu.be/oWGfMhbV2Dw

Обратите внимание, как вы знакомите ребёнка с новыми словами, понятиями: проговариваете вслух и показываете жест только тогда, когда он смотрит на вас. Можете позвать его на уровне глаз (на расстоянии 15-20 см), чтобы обратил на вас внимание.

Как используем картинки, карточки с детьми: 

Если вы с рождения будете налаживать визуальный контакт, то со временем ребёнок будет смотреть на вас больше минуты и с удовольствием слушать вас, запоминать новые слова/жесты.


Когда ребёнок начинает давать обратную связь?

Первое время на ваши вопросы “Где мама? Где папа? Лампа и т.д.” ребёнок будет искать глазами человека или предмет (ближе к 6 месяцам). Затем начнёт сам показывать нечёткие жесты (ближе к году). Пример, как ребёнок отвечает глазами (11 месяцев): https://youtu.be/QJ4D_KmQuLU

Сейчас вам может казаться, что ребёнок ничего не усваивает, не понимает, “говорю всё будто в стену”, на самом деле он всё впитывает, как губка, и со временем начнёт “возвращать” вам то, что вы ему рассказывали в виде лепета, жестов, улыбки, определенных движений (при чтении потешек, например).

На видео Василисе 9 месяцев. Она уже пытается показать на жестовом языке “яблоко”: https://youtu.be/_PmH6Bg7E_4. Дети по-разному начинают говорить, использовать жестовый язык. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Берите опыт других мам и развивайте своего малыша, следите за его динамикой. 

Если всё равно что-то беспокоит, идите к неврологу, сурдопедагогу или к педиатру, который сможет направить к соответствующему специалисту.

Сказки можете читать, как читают слышащим детям, но с опорой на жестовый язык (с учетом степени потери слуха ребёнка). Если вы сами слышите, то проговаривайте вслух каждый жест. Делайте паузы, показывайте ребёнку, кто изображён на картинке, используйте эмоции, играйте с ребёнком. Например, при пересказе сказки “Курочка Ряба” можно пальцами пробежаться по его телу, будто мышка бежит. Эмоционально показать, как плачут бабушка, дедушка, когда увидели, что яйцо разбилось: https://youtu.be/CqxTS7ajKV8 (видео с аккаунта АНО “Я понимаю”, организация сейчас ликвидирована). 

Многие мамы читают “Репку”, “Колобка” и в 3-5 лет. Обычно такие сказки читают совсем маленьким, после 2 лет можете ознакомить ребёнка и с другими сказками – “Золушка”, “Красная Шапочка”, “Кот в сапогах” и т.д.. Конечно, вы скажете, как же читать? Тексты большие, многих слов ребёнок ещё не знает. Да, рассказывайте упрощённо, сокращайте текст, описывайте картинки, действия героев (т.е. будете адаптировать текст под возраст ребёнка). Постепенно перейдёте к оригиналу.


Развитие ребёнка: 5-6 месяцев.

Ценность общения с ребёнком в первый год его жизни. Помните про вопросно-ответную форму общения: сами задаёте ребёнку вопрос и сами же отвечаете на вопрос, пока ребёнок ещё маленький: https://youtu.be/fR4A_-eeNbM.

От слогов к словам: https://youtu.be/OuEx9_VgqKE  

Рекомендуем:
Пособия
  • О. Жукова, “Малыш учится говорить”
  • Далидович, Мазаник, Цивилько: Годовой курс занятий. Для детей от рождения до года 
  • Карточки для запоминания новых слов, жестов
Фильмы: Сотворившая чудо

CODA

Книги:
  • Оливер Сакс, “Зримые голоса”
  • В. Базоев, В. Паленный, “Человек из мира тишины”
  • А. Комарова, “Дверь в большой мир: билингвистическое обучение глухих”
  • Сказки для детей – “Репка”, “Теремок”, “Колобок” – как читать сказки: https://youtu.be/ijK6cmsrQMA 

 


С детьми можно и нужно играть с самого рождения: 

Вместо зеркала в качестве альтернативы пользуйтесь и экраном мобильного телефона: https://youtu.be/1JqOIB8dNWM 

Пример игры в прятки: взрослый или старший ребёнок прячется, а потом появляется. Реакция малыша – сначала удивление, где же вы? А потом радость, когда видит вас. 


Почему важно участие других членов семьи помимо матери? 

Возьмем типичную ситуацию: ребёнку 3-4-5-6-7… лет, ограниченный словарный запас. В семье только мама общается с ребёнком или наконец-то решилась изучать русский жестовый язык спустя несколько лет, когда поняла, что ребёнку недостаточно слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов. Отец, бабушка/дедушка молча отводят ребёнка в сад/школу/секции, забирают, кормят и т.д. Ребёнок постоянно порывается что-то рассказать, они просто кивают ему в ответ, раздражаются или игнорируют его. В таких семьях водят ребёнка к специалистам, надеясь, что после таких занятий они получат “готового” ребёнка, с которым они могут разговаривать, как им удобно. Иногда это приводит к тому, что ребёнок растёт социальным сиротой (это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием, развитием и не заботятся о нем). А развитие ребёнка в большей степени состоит из полноценного общения между членами семьи.

Если вы замечаете, что у некоторых членов семьи есть сложности с принятием ребёнка, пониманием его особенностей, рекомендуем вам посетить психолога или поговорить со взрослыми глухими или слабослышащими людьми, чтобы снять эмоциональный барьер при общении с ребёнком и помочь ему раскрыть свой потенциал. 

Помните, что развитие мышления, внимания, памяти, логики, формирование словесного языка любого глухого или слабослышащего ребёнка зависит от семьи, среды, в которой он растёт. Помогая в первые три года своему малышу, вы формируете базу для его успешной социализации в будущем. А использование жестового языка (при большой потере слуха) поможет ему эффективно освоить русский язык, научиться взаимодействовать с вами и впоследствии научиться слышать, говорить.

В книге “Как мы были мамами глухих детей” описаны сложности из-за отсутствия полноценной коммуникации в раннем возрасте, с которыми сталкиваются все слышащие родители глухих детей. Дети и родители пребывают в стрессе, что не могут объяснить друг другу свои просьбы, потребности. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы родители владели информацией о том, как общаться с детьми, понимали друг друга и наслаждались совместным времяпровождением.

Напоследок по блоку 1: https://youtu.be/ezMnnIqbOHU


Блок 2 – 6 месяцев до 1,5 лет

Все дети практически одновременно проходят через определенные стадии развития: учатся сидеть, стоять, пробуют общаться. Однако словарный запас глухих детей почему-то значительно меньше, чем запас слов у их слышащих сверстников. Дело в том, что слышащие дети воспринимают информацию через слуховой канал. Еще одно отличие заключается в том, что родители слышащих детей все совершаемые и планируемые действия сопровождают словесным описанием (“пойдем гулять”, “надевай сапоги”, “на улице дождь”). В результате словарный запас ребёнка быстро наполняется естественным образом. Родители разговаривают с детьми на прогулке, читают книги на ночь – ребёнок постоянно находится в речевой среде. 

В свою очередь, родители глухого ребёнка должны так же проговаривать все, сопровождая речь жестами. Помогите своему ребёнку узнать новые слова. Объясните значения явлений окружающего мира. Не бойтесь дать своему ребёнку слишком много – Ваши усилия положительно скажутся на развитии ребёнка. Ребенок как губка: он впитывает всю поступающую информацию. Потом вы будете удивляться, откуда ребёнок столько всего знает – это Ваш вклад начнет приносить свои плоды.

Визуальный контакт очень важно налаживать с малышом с нарушением слуха, хотя родители глухих и слабослышащих детей хотят, чтобы дети ориентировались только на слух. Если вы хотите развивать слуховое восприятие у ребёнка, продолжайте использовать устную речь вместе с жестовым языком. Это позволит вам проверить уровень слуха ребёнка. Если у ребёнка есть остаточный слух, то он будет реагировать на звуки окружающего его мира. Все дети разные, но если вам не удается установить зрительный контакт с ребенком, не стоит пускать дело на самотек. Необходимо попытаться вызвать у ребёнка интерес и привлечь его внимание.

Это можно делать с помощью жестового языка или картинок. Если у вас всё же не получается обратить внимание ребёнка на себя, попробуйте взять картинку и побудь ребёнка посмотреть на неё, затем медленно приближайте картинку к своему лицу, чтобы ребёнок заметил ваши жесты и артикуляцию. Самостоятельно поворачивать голову ребёнка в свою сторону не нужно, ребёнок может растеряться и испугаться. Не ждите, что ребёнок сразу перестроится и сможет удерживать зрительный контакт. На начальном этапе достаточно нескольких успешных попыток. Постепенно у ребёнка выработается устойчивая ассоциация картинка/жест/обращенная речь взрослого = интересная информация. Либо машете рукой и привлекаете внимание ребёнка к себе. Не забывайте сопровождать артикуляцией все свои жесты, не торопитесь, главное – делать все умеренно и спокойно.

Еще очень важно: предупреждать ребёнка, играющего в комнате, что вы отойдете в туалет, например, или на кухню. Ребенок не слышит звуки шагов, он может испугаться внезапному отсутствию родителя. Спокойно прикоснуться к его плечу и сказать устно и на жестовом языке: “Я пойду в туалет и вернусь, посиди, поиграй”.

Если у вас ребёнок слабослышащий, кохлеарно имплантированный или глухой (и при этом носит слуховые аппараты), обязательно “подключаем” устную речь. Этим вы поможете ребёнку познакомиться с русским словесным языком.

Раннему овладению русским языком может способствовать одновременное использование жестов из лексики русского жестового языка, дактильной азбуки с четкой артикуляцией. Видя, как общается мама, ребёнок осваивает жесты, запоминает соответствующую артикуляцию и строит ассоциации между действиями и их артикуляционным сопровождением. Впоследствии этот навык поможет ему легче осваивать устную речь.

Таким образом, родители тоже помогают своему ребёнку формировать правильное произношение. вы можете облегчить задачу освоения языка для своего ребёнка, он не должен чувствовать давления. Всё можно делать в игровой форме. Первостепенная задача — это развитие словарного запаса: если ребёнок знает жесты, то он знает и дактиль, и артикуляцию – все работает вместе.


Как расширять словарный запас ребёнка?

Комментарий Екатерины Савченко, матери глухих детей, о важной роли общения с детьми:

Когда ребёнок, маленький кажется, что ему ещё рано развивать навыки устной речи. Но это не так. Многие родители хотят, чтобы их дети в год уже могли отвечать им. Если вы хотите чтобы ваш ребёнок отвечал, нужно самостоятельно много раз повторить одно и тоже слово. Сколько же раз нужно повторять? Много. Этот процесс называется формированием пассивного словарного запаса, то есть ребёнок понимает ваши слова, но не может ответить. А когда ребёнок начинает самостоятельно отвечать, это значит, что слово из пассивного словарного запаса перешло в активный. 

Активный словарный запас может развиваться только на базе обширного пассивного словарного запаса. Для того чтобы ребёнок один раз в ответе использовал то или иное слово, маме необходимо повторить его 10 раз. Так словарный запас будет постепенно расти – 100, 200, 300 слов. Не стоит останавливаться на достигнутом, и лучше продолжать называть окружающие вас предметы и тогда, постепенно, ребёнок сам начнёт отвечать. Чем больше вы рассказываете своему ребёнку, тем больше слов вы слышите в ответ. Поэтому не стоит ограничивать время на общение с ребёнком. Хотите, чтобы ваш ребёнок давал обратную связь? Нужно рассказывать ребёнку обо всех новых событиях и давать их описания на жестовом языке совместно с устной речью.

Рецепт увеличения словарного запаса очень прост: нужно каждый день читать со своим ребёнком. вы скажете, каждый день находить время, да ещё и читать всю книгу – это невозможно. На самом деле, даже если вы даже кратко обсудили книжку со своим ребёнком, то это уже хорошо. Достаточно даже 2-3 минут в день. С каждым разом ребёнку будет всё интереснее слушать сказку, ведь он уже будет знать что там происходит, и будет с нетерпением и радостью подсказывать вам содержание истории.

Для общения с ребёнком не нужно специальных условий: вы можете общаться, пока ждёте своей очереди к врачу (можете обсудить окружающие вас предметы или почему плачет другой ребёнок), берите книжку с собой, или на улице во время прогулки (можно обсудить лужу, больших и маленьких собак, проходящих мимо, трамваи и автобусы, звук сирены или мотора мотоцикла, если ребёнок слабослышащий, погоду). Всё это полезно для развития когнитивных и коммуникативных навыков ребёнка, и в следующий раз, когда ваш ребёнок увидит незнакомое слово в книжке, вы сможете апеллировать к уже известным ему явлениям. Также можно обсуждать книги во время поездок в машине.

Супермаркет — это ещё одно отличное место для знакомства с новыми словами. Слишком сложные для объяснения продукты лучше заменить на более приземленные, например, вместе выбирать бананы или яблоки. Когда ребёнок участвует в деятельности вместе с вами — это уже общение, которое не требует больших усилий. В разговор можно добавлять цвета (помидор красный, огурец – зелёный). Нам нужно купить сыр, давай сходим в молочный отдел, давай ещё зайдём в колбасный отдел за папиной любимой колбасой. Почему бы не использовать эти маленькие возможности на пользу своему ребёнку?

Также хотелось бы отметить один момент: слышащие дети могут заснуть, слушая музыку, а глухому ребёнку необходим телесный контакт, поэтому обнимите своего ребёнка, полежите с ним, пока он засыпает. Не стоит оставлять своего ребёнка, когда он плачет и надеяться, что он успокоится сам, этот стресс может негативно сказаться как на развитии ребёнка в целом, так и на его психике. 

 Комментарий Елены Соловейчик о развитии своих слабослышащих детей:

Решила поделиться своим опытом, как начала получать обратную связь от ребёнка в устной форме. Мне удалось это сделать с помощью русского жестового языка и калькирующей жестовой речи. Дети часто просят что-то им дать: попить, покушать, игрушку, куклу, и так далее. Эта же просьба часто встречается и в устной речи.

Каждый раз, когда ребёнок хотел что-то получить, я просила его озвучить свою просьбу, например, «дай печенье» (ребёнок должен показать жестами и проговорить просьбу голосом, и только после этого сможет получить печенье) или «дай мяч» (аналогично). Не страшно, если у ребёнка сразу не получается проговаривать все слова полностью, и вместо «дай мяч» пока получается только «да мя» или даже «да м». Главное, что вам удалось вызвать интерес и помочь ребёнку соотнести жест со звуковой формой слова. Таким образом, постепенно, ребёнок научится говорить сначала одно слово, потом словосочетания из двух слов, из трех (уже отлично), а потом и целыми предложениями. Не забывайте подбадривать ребёнка и просить повторять, если не получилось произнести сразу. 

Я ношу слуховой аппарат, с ним у меня слышит одно ухо. Я могу воспринимать на слух речь взрослого человека, но в речи ребёнка исправить произношение глухих и звонких звуков мне будет трудно. Мне приходится ориентироваться на артикуляцию. Если я вижу, что ребёнок говорит неправильно, то прошу повторить ещё несколько раз. Не переусердствуйте с количеством повторений: не надо целый день заставлять ребёнка работать над произношением, вполне достаточно использовать данные упражнения в игре. Например, можно озвучивать активные игры («давай попрыгаем вот так! Па-па-па, повторяй за мной»). Если вы видите, что ребёнок, повторяя за вами, правильно артикулирует — этого вполне достаточно. Со временем ребёнок начинает соотносить произносимые звуки с действиями или предметами, и постепенно начнет говорить. 

Мои дети начали говорить с года. У дочери вторая-третья степень потери слуха, для развития произношения я произносила слова очень близко к ее уху (пока не было слуховых аппаратов), отрабатывала их произношение в игровой форме, с постоянными повторениями. Еще одним важным компонентом обучения является то, что ребёнок должен повторять за вами. Когда вы учите ребёнка жестовому языку, вы же не показываете все жесты, а потом ждете, когда ребёнок сам заговорит? вы наверняка просите ребёнка повторять. Когда ребёнок научится соединять голос с жестами, можно начинать исправлять ошибки. После таких повторений и исправлений ребёнку будет проще не только говорить самому, но и воспринимать и жесты, и дактилологию, и устную речь других людей. Для него это уже не будет сложной задачей или элементом обучения, а станет частью естественного общения, как научила мама. Если родители никогда не занимались развитием устной речи, а потом по прошествии некоторого времени вдруг спохватились — для ребёнка этот процесс превратится в трудоемкое и стрессовое занятие, потому что он привык общаться по-другому. 

Необходимо незаметно внедрять элементы обучения в ваше общение с ребенком. Почему важно повторение? Когда вы даете своему ребёнку жестовый язык или русский язык в устной форме, вместе со словами Ваш ребёнок осваивает грамматику этих языков, запоминает смысл, связанный со словом или жестом. И когда ребёнок повторяет сам, слова и жесты у него запоминаются лучше: без повторений слова “не задерживаются” в памяти. Это нормально, если ребёнок делает ошибки, а вы его исправляете, со временем все будет хорошо. Когда ему исполнится два, а потом и четыре года, вы будете только радоваться, что своевременно сделали все возможное, чтобы спокойно наслаждаться плодами своих трудов сейчас.


Развитие речевого аппарата после 6 месяцев (можно и раньше):

Вы можете знакомить со звуками с помощью пособия Олеси Жуковой “Малыш учится говорить”. Это пособие подскажет вам, как вызывать звуки у ребёнка. Начинаете с гласных звуков: “А, О, У, Э, Ы, И”, переходите к слогам: “ау”, “ва-ва-ва”, “бах”, “бух”, “баю-бай”, “би-би”. Подражайте и животным: “ав-ав-ав”, “мяу-мяу”.

Вызывать звуки можно и нужно с первых дней жизни ребёнка. А если вашему малышу уже 6 месяцев и старше, начните с сегодняшнего дня.

Если что-то падает (вещь, игрушка), говорите ребёнку: “О, машинка упала! Бах!” (голосом и на жестах). Увидели мяукающую кошку, говорите: “Это кошка, она мяукает: “Мяу-мяу!”” Поощряйте ребёнка говорить самому и голосом, и на жестовом языке.

Родители очень ждут момента, когда их ребёнок заговорит. Однако, для интенсивного развития речи и постановки звуков необходимо прямое и активное участие матери. Очень хорошим подспорьем в этом процессе является книги Олеси Жуковой “Малыш учится говорить”. Книга предназначена для детей от двух лет, но её можно использовать и для упражнений на развитие артикуляции следующим образом, например, показывать эмоции и жесты с артикуляцией, соответствующие букве алфавита (пример: буква А – радость,боль, испуг, осторожность; буква “О” – удивление, У – порицание, нежелание; звукоподражание: плач (“уа-уа”), клич (“ау-ау”)).

Еще одна книга называется “Я учусь говорить”. Она очень похожа по содержанию на “Малыш учится говорить”. Её можно использовать аналогичным образом: рассматривать картинки и подбирать подходящие восклицания. Например, мальчик подарил девочке подарок и она удивилась (буква” О”), ей интересно посмотреть что там внутри; девочка качает куклу, она поёт ей песню (“ля-ля-ля”); девочка расчесывает волосы, они запутались, ей больно (имитация крика: “а-а-а”).

Книги Олеси Жуковой помогут вам в интересной игровой форме объяснить произношение звуков своему ребёнку и станут первым шагом на пути к устной речи.


Русская дактильная азбука – дактилология

Немного истории: в 1593 году монах де Йебра изобрёл дактильную азбуку, чтобы можно было общаться с монахами во время обета молчания (им нельзя было говорить голосом, но поговорить всё равно хотелось). А в 1621 году Хуан Пабло Боннет стал использовать дактилологию для обучения глухих детей. Более подробно про это вы можете прочитать в книге “Человек из мира тишины”. 

 Когда начинать знакомить ребёнка с дактильной азбукой? Вы с рождения можете дактилировать ребёнку его имя, имена членов семьи, родственников, друзей, какие-то слова, которые не имеют жеста (например, “сок”)

Это должно быть естественно для ребёнка: лежит малыш на кровати, только что проснулся. Мама подходит к нему и говорит: “Ты проснулся! Сейчас что будем делать? Будем кушать яблочное пюре. П-Ю-Р-Е (дактилирует)”. Малыш радуется, что мама рядом, смотрит на неё и при этом “слушает”, что она говорит.

Обычно дети могут сами считывать с руки дактилологию и понимать к 1 году – 2 годам. Но до 1 года уже надо через общение дактилировать слова, чтобы ребёнок потом мог считывать с руки.

 Если вы используете цветной плакат с русской дактильной азбукой для детей (его можно получить бесплатно в НОЧУ ДПО “УМЦ ВОГ”, c.umc@voginfo.ru), то говорите ребёнку – это автобус, “А” (показываете дактилемму “А” рукой), голосом говорите “А-а-а” + дактилемма “А”. И так со всеми буквами по чуть-чуть каждый день. Спрашиваете у ребёнка: “Где “а”? Вот. Где “в”? Вот”. Кто-то ответит в 1 год, кто-то в 2 года. Не спешите, не расстраивайтесь, что ребёнок пока не может ответить. Сами продолжайте говорить, показывать. Придёт время, и малыш вас обрадует!)

Напоследок хотим отметить, что ребёнок не может самостоятельно научиться использовать жесты, это очень сложно. Ему необходима помощь взрослых. Поэтому новые жесты нужно сначала показывать самим, а потом брать руку ребёнка и воспроизводить жесты его рукой. Например, жест мама: сначала вы показываете ребёнку сам жест, а потом берете его руку и помогаете показывать жест в правильном месте и с верной конфигурацией. Первое время жесты будут нечеткими, например, ребёнок может ошибаться в движении или конфигурации руки. Продолжайте использовать верные жесты и не пытайтесь исправлять ошибки у ребёнка: глухие дети немного неправильно показывают жесты, так же как и слышащие дети по началу неверно произносят слова. Постепенно этот “лепет” превратятся в полноценную речь. 

Давайте подведем итог:

  1. Необходимо ваше активное участие в развитии своего ребёнка
  2. Качественное и постоянное чтение небольшими порциями
  3. Игры на развитие мелкой моторики
  4. Общение “здесь и сейчас” в любом месте и в любое время

Помните о том, что важно задавать вопросы и подсказывать, как на них можно отвечать. Спустя некоторое количество повторений, вы заметите, что ребёнок даст точный ответ на ваш вопрос.

 

Дополнительные полезные ссылки с примерами:

 

https://youtu.be/BxEIDmCI0kM как обьяснить вопрос Почему? Сами отвечаем.


Общеупотребительные жесты для родителей, развитие глухих детей

Если вы не знаете русского жестового языка (РЖЯ), вы можете посмотреть мини-словарь лексики РЖЯ и начать общаться с ребёнком уже сейчас.

Слово Жест Слово Жест
Семья
Мама https://youtu.be/AMewmqv2IX0 Бабушка https://youtu.be/wdIbw_kvEN8 
Папа https://youtu.be/3vZGziwjH5M Дедушка https://youtu.be/wQ-DGjUWgHw (1 вар.)

https://youtu.be/rvGHj6_35TE (2 вар.)

Брат https://youtu.be/5R6NpVYWkFk  Сестра https://youtu.be/2FL6xF21FV8 
Тётя https://youtu.be/ueGzkr5li_4 (1 вар.)

https://youtu.be/Vh8WT7q3abw (2 вар.)

Дядя https://youtu.be/5wUMtLKJ_6I 
Местоимения
Я https://youtu.be/lSEnpy_4ZTo Он (она) указываем пальцем на человека, животного, предмет и т.д. (все пальцы сжаты в кулак, указательный – прямой)
Ты https://youtu.be/_SMW5YaMjFU Они указываем пальцем на людей, животных, предметы и т.д. (все пальцы сжаты в кулак, указательный – прямой, причем при указании вы проводите некую линию слева-направо, будто охватывая размер толпы, предметов)
Мой https://youtu.be/ezaUDGCMqHU  Твой https://youtu.be/8HMO1aIbPHI 
У тебя https://youtu.be/m4ErbHWgYlI  У меня https://youtu.be/mpB_Fw9cs_U 
Действия
Спать https://youtu.be/79i3pNL9PKM Гулять https://youtu.be/A8yWvUc4M1Y
Плакать https://youtu.be/J21z5H_2Eyw  Играть https://youtu.be/AFQt04N-dOs
Читать https://youtu.be/aLIZc1r6f8Y Сидеть https://youtu.be/kGQrXyK8tf8 
Стоять https://youtu.be/UU1305VR8e8  Бегать https://youtu.be/ZzvVyoRwPvg 
Есть (кушать) https://youtu.be/8z75y5-Dqbg Пить https://youtu.be/-hEXbrxS9dw 
Иметь (есть) https://youtu.be/1OnayzHlF-E  Не иметь (нет чего-либо, кого-либо) https://youtu.be/kLMZHKiQcSE 
Счет
0 https://youtu.be/PozvfhC_AJM  1-5 https://youtu.be/DnawsuZLn34 
Общеупотребительные слова, части речи
Можно https://youtu.be/gxSpCe_0qWw Нельзя https://youtu.be/S51iN_t89nA
Хочу https://youtu.be/vRH900hGzTk Не хочу https://youtu.be/z-3Dlwgu02Q
Да https://youtu.be/-eUbUct85FA Нет https://youtu.be/Wqr5adYKQzs
Буду https://youtu.be/773qJ_7un24  Не буду https://youtu.be/M1HJV7OiQBw 
Страшно https://youtu.be/394XefS5XlQ  Спокойно https://youtu.be/XNVbR2JZxAE 
Продукты
Чай https://youtu.be/pVO-HmQwgmw  Вода https://youtu.be/SyGfi0ermoM 
Каша https://youtu.be/_6scWTLh5XM  Манная каша https://youtu.be/3GLhQ89u5Yc 
Молоко https://youtu.be/KSIFNztRTM4  Хлеб https://youtu.be/ETxr3jKWJ1A 
Яблоко https://youtu.be/ijNN7y211Bs  Банан https://youtu.be/xFcZcmj8PKM 
Суп https://youtu.be/UkJzwVzPllY  Картофель https://youtu.be/WjAIz5GRMrQ 
Морковь https://youtu.be/Ljdqtz-LUzo  Картофельное пюре https://youtu.be/fuDiOn6k5sk 
Огурец https://youtu.be/KlodJgpnXSg  Помидор https://youtu.be/xJFkwhvG2Sw 
Макароны https://youtu.be/9Vf_0YfaYhY  Мороженое https://youtu.be/ieyNdrUXMiY 
Игрушки
Игрушка https://youtu.be/0eXc3aWQb2U Машина https://youtu.be/2Uq6k3nt9_U 
Кукла https://youtu.be/Z3IKjkg5L0E  Лопатка https://youtu.be/l68xMKSJ01g 

Будем благодарны за Ваш отзыв, предложения: https://forms.gle/nhW6V9MKKxATe62a7.

Мы верим в Вас! У Вас всё получится. Если возникли дополнительные вопросы, пожалуйста, обращайтесь по номеру телефона: +7 999 841-48-71.

Полезные ссылки

  1. Всероссийское общество глухих – https://voginfo.ru/
  2. Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования “Учебно-методический центр Всероссийского общества глухих” – https://nochuvog.ru/
  3. Институт коррекционной педагогики Российской академии образования – https://ikp-rao.ru/ 
  4. Институт раннего вмешательства – https://eii.ru/ 
  5. Автономная некоммерческая организация“Я тебя слышу” – https://www.ihearyou.ru/ 
  6. Благотворительный фонд “Мелодия Жизни” – https://www.fond-ki.ru/
  7. Благотворительный фонд “Капли звуков” – https://kaplizvukov.ru/
  8. Автономная некоммерческая организация “Созвучие” – https://vk.com/anosozvuchie, https://vk.com/public191308618  
Контакты
Директор УМЦ ВОГ,
Елена Владимировна Соловейчик:
umc@voginfo.ru
Администратор УМЦ ВОГ
(прием заявок на обучение):
c.umc@voginfo.ru
Адрес:
г. Москва, Измайловский бульвар, 41
(вход с правой стороны здания Театра Мимики и Жеста, 3 этаж)
Телефон:
+7 (999) 841-48-71
Написать нам

    E-mail:


      Учебно-методический центр ВОГ Язык глухонемых или Русский жестовый язык, уроки жестового языка обучение очно и онлайн. Программы изучения РЖЯ для взрослых и детей.
      Измайловский бульвар, 41 Москва, Россия
      +7 (999) 841-48-71 c.umc@voginfo.ru https://nochuvog.ru/wp-content/themes/umc-vog-theme/images/logo.png