Новости центра РЖЯ

Язык жестов, что это и зачем

2023-07-01 17:55
*В данной статье ошибочно упоминается понятие «язык жестов». Корректная терминология#nbsp;— русский жестовый язык / жестовый язык (примечание НОЧУ ДПО «УМЦ ВОГ»).



Язык жестов#nbsp;— это особая лингвистическая система, которая в#nbsp;значительной степени отделена от#nbsp;разговорных языков. Он#nbsp;имеет свою собственную уникальную грамматику и#nbsp;синтаксис, которые не#nbsp;имеют отношения к#nbsp;слышимым языкам. Язык жестов не#nbsp;является расширением или производным от#nbsp;разговорных языков. Кроме того, он#nbsp;не#nbsp;универсален, и#nbsp;в#nbsp;каждой стране существует своя собственная система языка жестов. Хотя некоторые знаки могут быть похожими в#nbsp;разных странах, нецелесообразно рассматривать разные языки жестов как идентичные.

Важно проводить различие между языком жестов и#nbsp;мимикой. Язык жестов используется глухими и#nbsp;слабослышащими людьми в#nbsp;качестве основного средства общения, в#nbsp;то#nbsp;время как жесты используются для#nbsp;подчеркивания или поддержки разговорной речи. Некоторые жесты могут быть общими как для#nbsp;языка жестов, так и#nbsp;для разговорного языка, но#nbsp;фундаментальное различие между ними заключается в#nbsp;том, что язык жестов является полным, самодостаточным языком, в#nbsp;то#nbsp;время как жесты таковыми не#nbsp;являются.

Первым человеком, который начал учить глухих, был испанский монах по#nbsp;имени Педро Понсе де#nbsp;Леон, который обучал чтению и#nbsp;письму глухих людей из#nbsp;знатных семей. В#nbsp;этом тренинге использовались ручные жесты и#nbsp;алфавиты.

До#nbsp;18 века языки жестов использовались только изолированными сообществами с#nbsp;глухими людьми. В#nbsp;1700-х годах во#nbsp;Франции и#nbsp;Германии были созданы первые образовательные центры для#nbsp;детей с#nbsp;нарушениями слуха, в#nbsp;которых в#nbsp;качестве основы для#nbsp;обучения использовались естественные языки жестов сообществ глухих. Германия также внедрила «чисто устный метод» обучения глухих людей использованию устной речи, но#nbsp;позже признала, что это может нанести вред общему развитию ребенка. Американский язык жестов (ASL) появился в#nbsp;середине 1700-х годов, когда глухой учитель французского языка Лоран Клерк привез его в#nbsp;Соединенные Штаты, чтобы основать первую школу для#nbsp;глухих. Идеи Клерка были развиты Томасом Галлодетом, который стал пионером в#nbsp;преподавании ASL.

Первая школа для#nbsp;глухих в#nbsp;Соединенных Штатах открылась в#nbsp;Хартфорде в#nbsp;1817 году, и#nbsp;в#nbsp;ней был принят французский метод обучения жестовому языку, который включал использование языка жестов. Современный ASL имеет много общего с#nbsp;французским языком жестов, но#nbsp;ничего общего с#nbsp;британским языком жестов. В#nbsp;России первая школа языка жестов открылась в#nbsp;1806 году в#nbsp;Павловске, а#nbsp;в#nbsp;1810 году она была перенесена в#nbsp;Санкт-Петербург, где также работала по#nbsp;французской методике. Первая московская школа языка жестов открылась в#nbsp;1831 году, а#nbsp;в#nbsp;1860 году московская школа под руководством учителя глухих Ивана Арнольда приняла немецкий метод преподавания.

Одной из#nbsp;ключевых фигур в#nbsp;развитии современного обучения языку жестов и#nbsp;системы RSL был Джозеф Гейлман, основатель и#nbsp;первый директор Ленинградского реабилитационного центра для#nbsp;слабослышащих. В#nbsp;1950-х годах Гейлман основал среднюю школу с#nbsp;неполным рабочим днем для#nbsp;людей с#nbsp;нарушениями слуха и#nbsp;опубликовал сборник упражнений и#nbsp;текстов для#nbsp;перевода с#nbsp;использованием ручного алфавита и#nbsp;речевых жестов. Позже он#nbsp;стал автором четырехтомного словаря под названием «Специфические средства общения глухих».

Педагогика была значительной частью жизни Гейлмана, и#nbsp;он#nbsp;разработал учебную программу для#nbsp;преподавания русского языка начинающим, которая использовалась Всероссийским обществом глухих для#nbsp;подготовки переводчиков. В#nbsp;1965 году в#nbsp;Павловске был основан политехнический институт LVC VOG, руководителем которого Гейлман был в#nbsp;течение двух десятилетий. Это учебное заведение обеспечивало реабилитацию и#nbsp;профессиональную подготовку людей с#nbsp;нарушениями слуха со#nbsp;всего СССР, включая художников, бухгалтеров, сурдопереводчиков, юристов и#nbsp;многих других.
При разговоре с#nbsp;дактилем следует помнить о#nbsp;нескольких правилах. Во-первых, соблюдайте правильные правила правописания при дактилировании. Во-вторых, при разговоре на#nbsp;дактиле необходима одновременная артикуляция. В-третьих, старайтесь не#nbsp;закрывать лицо «говорящей» рукой и#nbsp;держите ее#nbsp;немного в#nbsp;стороне ниже уровня плеча. При дактилировании выводите знаки с#nbsp;точностью и#nbsp;ясностью. Жесты могут иметь разные варианты исполнения, но#nbsp;дактилема#nbsp;— нет. Кроме того, следует использовать короткие паузы между буквами, в#nbsp;то#nbsp;время как между словами следует использовать более длинные паузы. Говорите в#nbsp;темпе, максимально приближенном к#nbsp;разговорной речи. Если возникло недоразумение, слово следует дактилировать заново с#nbsp;самого начала.

Жесты представляют собой слова и#nbsp;фразы, а#nbsp;дактиль используется, когда нет доступных жестов для#nbsp;описания чего-либо, обычно имени собственного. В#nbsp;качестве альтернативы, если жест забыт, для#nbsp;передачи предполагаемого значения можно использовать слово «дактиль».

Правильное выполнение жеста зависит от#nbsp;нескольких факторов, которые составляют жест как сложную систему, включая форму руки или конфигурацию, место выполнения, характер движения, ориентацию ладони и#nbsp;компоненты, не#nbsp;связанные с#nbsp;ручным управлением, такие как движения головы, выражения лица, артикуляция и#nbsp;движения туловища. Например, жест «учись» выполняется на#nbsp;правой стороне лба (если вы#nbsp;правша), а#nbsp;жест «или» может быть выполнен с#nbsp;использованием либо формы руки, либо компонента, не#nbsp;связанного с#nbsp;ручным управлением, такого как небольшой наклон корпуса в#nbsp;сторону влево или вправо.
Ненормативный компонент является важным элементом общения, который может передать эмоциональность и#nbsp;помочь предотвратить недоразумения. Без этого жест может иметь несколько значений, и#nbsp;может быть трудно определить, какое значение подразумевается. Например, жест проведения пальцами по#nbsp;щеке от#nbsp;рта к#nbsp;уху может символизировать кошку, лису или кого-то хитрого. В#nbsp;таких случаях артикуляция может прояснить предполагаемый смысл. Однако, когда фразы сопровождаются одним жестом, может использоваться инкорпорация, при которой артикуляция не#nbsp;требуется. Инкорпорация обычно используется с#nbsp;числами. Кроме того, мимика может быть полезна для#nbsp;передачи эмоций и#nbsp;придания жизненной силы общению с#nbsp;глухим человеком, который может не#nbsp;воспринимать интонации.

Важно отдавать себе отчет в#nbsp;том, что глухие и#nbsp;слабослышащие люди могут обидеться на#nbsp;то, что их#nbsp;называют «глухонемыми». Потеря слуха не#nbsp;обязательно приравнивается к#nbsp;неспособности говорить, особенно в#nbsp;тех случаях, когда потеря приобретена, а#nbsp;не#nbsp;врожденна. Даже в#nbsp;случаях врожденной глухоты многих людей все еще учат общаться устно. Лучше всего четко представлять себе уровень слышимости человека и#nbsp;общаться соответствующим образом. При общении на#nbsp;языке жестов поддерживайте зрительный контакт и#nbsp;сведите к#nbsp;минимуму отвлекающие факторы. Избегайте излишнего повышения голоса и#nbsp;говорите спокойно и#nbsp;простыми фразами. Чтобы привлечь внимание глухого человека, помашите ему рукой или дотроньтесь до#nbsp;его плеча. Имейте в#nbsp;виду, что глухие люди могут быть прямолинейны в#nbsp;общении и#nbsp;не#nbsp;понимать светскую беседу, поэтому важно отвечать на#nbsp;их#nbsp;вопросы честно и#nbsp;прямолинейно.