Центр изучения РЖЯ
Новости центра РЖЯ

Язык жестов, что это и зачем

*В данной статье ошибочно упоминается понятие «язык жестов». Корректная терминология — русский жестовый язык / жестовый язык (примечание НОЧУ ДПО «УМЦ ВОГ»).



Язык жестов — это особая лингвистическая система, которая в значительной степени отделена от разговорных языков. Он имеет свою собственную уникальную грамматику и синтаксис, которые не имеют отношения к слышимым языкам. Язык жестов не является расширением или производным от разговорных языков. Кроме того, он не универсален, и в каждой стране существует своя собственная система языка жестов. Хотя некоторые знаки могут быть похожими в разных странах, нецелесообразно рассматривать разные языки жестов как идентичные.

Важно проводить различие между языком жестов и мимикой. Язык жестов используется глухими и слабослышащими людьми в качестве основного средства общения, в то время как жесты используются для подчеркивания или поддержки разговорной речи. Некоторые жесты могут быть общими как для языка жестов, так и для разговорного языка, но фундаментальное различие между ними заключается в том, что язык жестов является полным, самодостаточным языком, в то время как жесты таковыми не являются.

Первым человеком, который начал учить глухих, был испанский монах по имени Педро Понсе де Леон, который обучал чтению и письму глухих людей из знатных семей. В этом тренинге использовались ручные жесты и алфавиты.

До 18 века языки жестов использовались только изолированными сообществами с глухими людьми. В 1700-х годах во Франции и Германии были созданы первые образовательные центры для детей с нарушениями слуха, в которых в качестве основы для обучения использовались естественные языки жестов сообществ глухих. Германия также внедрила «чисто устный метод» обучения глухих людей использованию устной речи, но позже признала, что это может нанести вред общему развитию ребенка. Американский язык жестов (ASL) появился в середине 1700-х годов, когда глухой учитель французского языка Лоран Клерк привез его в Соединенные Штаты, чтобы основать первую школу для глухих. Идеи Клерка были развиты Томасом Галлодетом, который стал пионером в преподавании ASL.

Первая школа для глухих в Соединенных Штатах открылась в Хартфорде в 1817 году, и в ней был принят французский метод обучения жестовому языку, который включал использование языка жестов. Современный ASL имеет много общего с французским языком жестов, но ничего общего с британским языком жестов. В России первая школа языка жестов открылась в 1806 году в Павловске, а в 1810 году она была перенесена в Санкт-Петербург, где также работала по французской методике. Первая московская школа языка жестов открылась в 1831 году, а в 1860 году московская школа под руководством учителя глухих Ивана Арнольда приняла немецкий метод преподавания.

Одной из ключевых фигур в развитии современного обучения языку жестов и системы RSL был Джозеф Гейлман, основатель и первый директор Ленинградского реабилитационного центра для слабослышащих. В 1950-х годах Гейлман основал среднюю школу с неполным рабочим днем для людей с нарушениями слуха и опубликовал сборник упражнений и текстов для перевода с использованием ручного алфавита и речевых жестов. Позже он стал автором четырехтомного словаря под названием «Специфические средства общения глухих».

Педагогика была значительной частью жизни Гейлмана, и он разработал учебную программу для преподавания русского языка начинающим, которая использовалась Всероссийским обществом глухих для подготовки переводчиков. В 1965 году в Павловске был основан политехнический институт LVC VOG, руководителем которого Гейлман был в течение двух десятилетий. Это учебное заведение обеспечивало реабилитацию и профессиональную подготовку людей с нарушениями слуха со всего СССР, включая художников, бухгалтеров, сурдопереводчиков, юристов и многих других.
При разговоре с дактилем следует помнить о нескольких правилах. Во-первых, соблюдайте правильные правила правописания при дактилировании. Во-вторых, при разговоре на дактиле необходима одновременная артикуляция. В-третьих, старайтесь не закрывать лицо «говорящей» рукой и держите ее немного в стороне ниже уровня плеча. При дактилировании выводите знаки с точностью и ясностью. Жесты могут иметь разные варианты исполнения, но дактилема — нет. Кроме того, следует использовать короткие паузы между буквами, в то время как между словами следует использовать более длинные паузы. Говорите в темпе, максимально приближенном к разговорной речи. Если возникло недоразумение, слово следует дактилировать заново с самого начала.

Жесты представляют собой слова и фразы, а дактиль используется, когда нет доступных жестов для описания чего-либо, обычно имени собственного. В качестве альтернативы, если жест забыт, для передачи предполагаемого значения можно использовать слово «дактиль».

Правильное выполнение жеста зависит от нескольких факторов, которые составляют жест как сложную систему, включая форму руки или конфигурацию, место выполнения, характер движения, ориентацию ладони и компоненты, не связанные с ручным управлением, такие как движения головы, выражения лица, артикуляция и движения туловища. Например, жест «учись» выполняется на правой стороне лба (если вы правша), а жест «или» может быть выполнен с использованием либо формы руки, либо компонента, не связанного с ручным управлением, такого как небольшой наклон корпуса в сторону влево или вправо.
Ненормативный компонент является важным элементом общения, который может передать эмоциональность и помочь предотвратить недоразумения. Без этого жест может иметь несколько значений, и может быть трудно определить, какое значение подразумевается. Например, жест проведения пальцами по щеке от рта к уху может символизировать кошку, лису или кого-то хитрого. В таких случаях артикуляция может прояснить предполагаемый смысл. Однако, когда фразы сопровождаются одним жестом, может использоваться инкорпорация, при которой артикуляция не требуется. Инкорпорация обычно используется с числами. Кроме того, мимика может быть полезна для передачи эмоций и придания жизненной силы общению с глухим человеком, который может не воспринимать интонации.

Важно отдавать себе отчет в том, что глухие и слабослышащие люди могут обидеться на то, что их называют «глухонемыми». Потеря слуха не обязательно приравнивается к неспособности говорить, особенно в тех случаях, когда потеря приобретена, а не врожденна. Даже в случаях врожденной глухоты многих людей все еще учат общаться устно. Лучше всего четко представлять себе уровень слышимости человека и общаться соответствующим образом. При общении на языке жестов поддерживайте зрительный контакт и сведите к минимуму отвлекающие факторы. Избегайте излишнего повышения голоса и говорите спокойно и простыми фразами. Чтобы привлечь внимание глухого человека, помашите ему рукой или дотроньтесь до его плеча. Имейте в виду, что глухие люди могут быть прямолинейны в общении и не понимать светскую беседу, поэтому важно отвечать на их вопросы честно и прямолинейно.
Made on
Tilda